Доклад на заседании Правительства Новгородской области в декабре 2013 года

В настоящее время принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государством политики в отношении местного самоуправления.

В начале ноября текущего года Президент России В. В. Путин выступил с поручением к Правительству РФ провести инвентаризацию полномочий всех типов муниципалитетов и подготовить предложения о внесении необходимых изменений в законодательство. Поясняя свое предложение, глава государства подчеркнул: «Наша общая задача – найти баланс между объёмами полномочий и объёмами ресурсов муниципалитетов», поэтому «следует наконец закрепить чёткую ответственность за каждым уровнем власти и установить долгосрочные правила игры». «При этом нужно уйти от размытых формулировок, конкретизировать понятие и наполнение полномочий, чётко развести их между разными типами муниципальных образований».

В этой связи рассматриваемый на заседании Правительства Новгородской области вопрос об исполнении городским округом государственных полномочий является, безусловно, актуальным.

В течение последних лет на всех уровнях власти активно обсуждаются вопросы, связанные с финансированием исполнения отдельных государственных полномочий, перспективами изменения налоговой политики, проблемами обеспечения финансовыми ресурсами муниципалитетов. Многое из этого уже нашло свое отражение в существующем нормативном правовом регулировании, и поэтому не является предметом данного выступления.

Помимо полномочий, установленных для городского округа Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Администрацией Великого Новгорода исполняется 68 государственных полномочий, которыми Великий Новгород наделен в соответствии с 25 действующими областными законами.

Роль выполнения государственных полномочий в деятельности Администрации Великого Новгорода неуклонно растет. Так, доля средств, переданных бюджету городского округа для финансового обеспечения государственных полномочий в виде субвенций, в 2013 году составила 34,8% от расходов местного бюджета или 1 800 451,2 тыс. руб., из которых 36 144 тыс. руб. составили расходы на содержание штатных единиц. За счёт субвенций из областного бюджета для исполнения отдельных государственных полномочий в структуре Администрации Великого Новгорода содержится 92,71 штатных единиц (22% от общей штатной численности), из них 29,71 единица – должности муниципальной службы, 47 единиц – служащие, 16 единиц – вспомогательные работники и младший обслуживающий персонал.

1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ

Важнейшей формой реализации соответствующих административных полномочий органов местного самоуправления является создание и функционирование административных комиссий муниципальных образований.

Областным законом от 03.03.2011 №930-ОЗ Великому Новгороду переданы отдельные государственные полномочия по созданию и обеспечению деятельности административной комиссии городского округа.

Деятельность административной комиссии очень важна. Да, её компетенция ограничивается административными правонарушениями. Но четкое исполнение административного законодательства – своего рода гарантия чистых улиц, цивилизованного содержания территорий многоквартирных домов, информирования населения о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства; соблюдения норм и правил в области благоустройства и обращения с отходами, установленных муниципальными правовыми актами и т.д. То есть как раз того, что составляет нашу жизнь, дает нам право называться цивилизованным обществом. Поэтому наделение городского округа полномочием по созданию и обеспечению деятельности административной комиссии является серьезной помощью местным властям в наведении порядка и соблюдении гражданами административного законодательства.

В период с 30 мая 2011 года рассмотрено 879 дел об административных правонарушениях. Сумма наложенных штрафов составила 7 717,1 тыс. рублей. Отмечу, что по результатам работы комиссий к административной ответственности в виде штрафа было привлечено 104 физических лиц, 339 должностных лиц и 73 юридических лиц. Кроме того, правонарушителям объявлено 208 предупреждений. В адрес организаций и должностных лиц внесено 4227 предписаний о принятии мер по устранению причин и условий административных правонарушений. Таким образом, принятие данного областного закона позволила городской власти непосредственно влиять на порядок и чистоту на вверенной территории. От этого выиграли все: и в первую очередь жители Великого Новгорода.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Новгородской области», приём документов, назначение и перерасчёт пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, малоимущим и иным льготным категориям граждан и пр. – в целом 25 полномочий осуществляются Администрацией Великого Новгорода в рамках реализации 16 областных законов Новгородской области в сфере социальной поддержки населения. Наиболее массовыми являются услуги, связанные с такими мерами социальной поддержки, как назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации и выплаты отдельным категориям граждан (ЕДК и ЕДВ), выдача талонов на бесплатный проезд на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории области. Меры социальной поддержки, установленные областным законодательством, предоставляются более 60 000 граждан Великого Новгорода. Кроме этого, в Великом Новгороде за последние годы выросло число многодетных семей. На 1 ноября текущего года их количество по сравнению с 2012 годом увеличилось на 125 и составило 832 семьи. По-прежнему большая работа проводится по присвоению гражданам званий «Ветеран труда» (1105 гражданам – присвоено в текущем году / 1030 в 2012 году) и «Ветеран труда Новгородской области» (1434 гражданам – присвоено в текущем году / 1583 в 2012 году) и выдаче соответствующих удостоверений.

В рамках исполнения государственных полномочий в сфере охраны трудовых отношений за 9 месяцев 2013 года оказано 765 консультаций, проведено 46 обучающих семинаров для руководителей учреждений и специалистов по охране труда, в которых приняли участие более 1500 человек. Во исполнение поручений Губернатора Новгородской области была активизирована работа по заключению на предприятиях и в организациях города коллективных договоров и соглашений. Субвенции, выделяемые в целях исполнения государственных полномочий в сфере социальной защиты населения осваиваются городским округом в полном объеме.

3. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ

Традиционно органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.

Как правило, для 75-80 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Великом Новгороде, удается найти замещающие семьи. Не смотря на то, что в комитете по опеке и попечительству на учете кандидатов в «замещающие родители» на 1 ноября 2013 года состоят 10 семей, желающих принять в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, достаточно трудно подобрать «замещающую семью» для 20% несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки (попечительства). Как правило, это подростки и новорожденные, оставленные родителями в родильном доме: «подкидыши», дети с «фактором риска», а именно: имеющие заболевания, требующие длительного наблюдения и лечения, дети с генетическими патологиями, дети, мало распространенного на территории Великого Новгорода этнического происхождения. Трудно устроить в семьи детей из многодетных семей, однако в Великом Новгороде в 2012 и 2013 году новгородцы приняли в свои семьи тройняшек. В рамках переданных полномочий по 4 областным законам Новгородской области, городским округом осуществляется надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а так же организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, контроль за сохранностью имущества и управлением имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации в том числе, для детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Великом Новгороде принимаются достаточные меры по обеспечению имущественных прав сирот. Финансовые средства, предусмотренные на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение приемным родителям, осваиваются в полном объёме. Указанные средства выплачиваются своевременно в установленные сроки.

4. КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Кроме этого, областным законом от 1 декабря 2004 года № 336-ОЗ Администрация Великого Новгорода наделена полномочиями по созданиюКомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Великого Новгорода в сфере деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов. За истекший период на заседаниях городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотрено 1148 дел по защите прав несовершеннолетних, на учете состоят 98 подростков. Итоги 9 месяцев 2013 года указывают на снижение на 50 %, тяжких преступлений, совершенных подростками: в 2013 году совершено 9 преступлений (аналогичный период 2012 года - 18).

[Главной проблемой возникающей у городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнении государственных полномочий является отсутствие кадрового потенциала. Количество детского населения (от 0 до 18 лет) в городе не соответствует наличию освобожденных работников городской комиссии (по рекомендациям межведомственной комиссии и защите их прав при Правительстве РФ: на каждые 5 000 детского населения - 1 освобожденный работник комиссии). В Великом Новгороде 44 671 ребенок, освобожденных работников комиссии - 4 человека.]

5. СПОРТИВНЫЕ РАЗРЯДЫ

В рамках реализации областного закона от 3 декабря 2012 г № 163-ОЗ, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделены полномочиями по присвоению спортивных разрядов и категорий спортивных судей, Администрацией Великого Новгорода за 10 месяцев текущего года присвоено 685 спортивных разрядов и 71 квалификационная категория спортивного судьи.

6. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Ряд проблемных вопросов можно выделить в сфере жилищных вопросов.

В 2012 году был принято 9 судебных решений об обязании Администрации Великого Новгорода предоставить жилые помещения детям-сиротам по договорам социального найма, которые до 1 января 2013 года не были исполнены.

Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан по договорам социального найма не определен, Правительством Новгородской области субвенции на приобретение жилых помещений для указанных целей не выделяются.

Согласно областному законодательству жилые помещения с 1 января 2013 года передаются в муниципальную собственность только с целью их предоставления указанным категориям граждан по договорам найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, на настоящий момент существует ситуация, при которой муниципалитет имеет обязательства перед детьми-сиротами по предоставлению им жилья на определенном праве в рамках судебных решений, но механизм их реализации отсутствует.

Кроме того, в настоящее время на обсуждении Думы Новгородской области находится вопрос о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц, приравненных к ним. В данном аспекте нельзя не отметить, что денежные средства, которые были выделены на реализацию аналогичных полномочий в виде субвенций в 2012 году – 27 000 руб. на 1 кв.м жилья, были явно недостаточными для приобретения жилых помещении на территории муниципального образования – городской округ Великий Новгород, Администрацией Великого Новгорода раз за разом проводились аукционы по приобретению квартир, которые были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. При этом необходимо отметить, что в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации Администрация Великого Новгорода не имеет возможности расходовать собственные денежные средства из бюджета Великого Новгорода на реализацию данного вопроса в целях повышения эффективности проведения таких торгов.

Таким образом, в случае принятия положительного решения по вопросу о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц, приравненных к ним,необходимо предусмотреть субвенции, исходя из реальной стоимости 1 кв.м жилья по Великому Новгороду, которая по данным Новгородстата в 3 квартале 2013 года составляет 45 753 руб.

7. НЕСВОЙСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Помимо изложенного, необходимо отметить, что, несмотря на то, что, с одной стороны, на органы местного самоуправления подчас возлагаются несвойственные им функции - имеющие общегосударственный или региональный характер, либо требующие централизованного подхода (к примеру, профилактика терроризма и экстремизма, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, мобилизационная подготовка и др.), с другой стороны, в ряде случаев органы местного самоуправления лишаются средств влияния на процессы, от которых напрямую зависит жизнь на местах и на которые эффективнее можно влиять именно с муниципального уровня. Это касается, например, отсутствия достаточных полномочий в сфере торговли, благоустройства, составления протоколов об административных правонарушениях должностными лицами органа местного самоуправления по ряду правонарушений, касающихся исполнения муниципальных правовых актов. Остро также стоит вопрос о расширении полномочий муниципального образования в сфере обязания организаций, расположенных на первых этажах и в подвальных помещениях, осуществлять благоустройство прилегающей к их заведениям территории, вывоз и уборку мусора.

8. СОДЕРЖАНИЕ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

Так, в силу федерального законодательства, в целях реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, отношения, возникающие в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ветеринарии, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных.

Областным законом Новгородской области от 21.12.2009 N 656-ОЗ «О содержании домашних животных на территории Новгородской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления вправеорганизовывать деятельность по отлову, содержанию и изоляции безнадзорных домашних животных и определять порядок использования безнадзорных домашних животных. Одновременно с органа местного самоуправления требуется обеспечение заключения контрактов на исполнение указанных мероприятий.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕДАЧЕ ПОЛНОМОЧИЙ

I. В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ.

1. В настоящее время все полномочия в области регулирования оборота алкогольной продукции на территории Новгородской области осуществляются отделом лицензирования управления торговли, департамента экономического развития и торговли Новгородской области (в составе 9 служащих), в том числе выдача лицензий на розничную продажу алкогольной лицензии и осуществление лицензионного контроля.

С 1 августа 2013 года после введения на территории Новгородской области дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции с 21.00 до 10.00 часов следующего дня, действующее законодательство позволило хозяйствующим субъектам, в массовом порядке, открывать «закусочные» (предприятия общественного питания) в розничных магазинах шаговой доступности и осуществлять розничную продажу алкогольной продукции и пива круглосуточно.

В Администрацию города постоянно поступают обращения граждан с просьбами разобраться в том или ином вопросе, касающемся законности продажи алкоголя в розничных магазинах и точках общественного питания города.

Но на основании областного закона от 02.03.2009 года № 473-ОЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области государственных полномочий в области регулирования оборота алкогольной продукции, пива и применения контрольно-кассовой техники» с 1 июня 2009 года Администрация Великого Новгорода прекратила осуществлять государственные полномочия по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и осуществлять контроль за исполнением организациями условий действия лицензий.

Сейчас органы местного самоуправления не обладают полномочиями для регулирования вопросов в данной сфере.

Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрен лицензионный контроль в отношении соискателей лицензий на предмет соответствия соискателей лицензионным требованиям к помещениям, зданиям, сооружениям, техническим средствам, оборудованию, иных объектов, которые предполагается использовать при осуществлении лицензионного вида деятельности.

Одновременно пункт 10 статьи 18 данного Закона регламентирует возможность передачи полномочий на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции органам местного самоуправления.

Считаю необходимым найти возможность более эффективно осуществлять лицензионный контроль за указанной деятельностью на уровне органов государственной власти, либо рассмотреть вопрос о передаче соответствующих полномочий муниципальным образованиям в части выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено и аннулирования лицензий, а также осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукцией.

2. Предлагаю поручить лицензионному органу - департаменту экономического развития и торговли Новгородской области найти возможность при выдаче лицензий на право продажи алкогольной продукции в предприятиях общественного питания по типу закусочных, осуществлять лицензионный контроль за соответствием данных предприятий заявленному виду деятельности, который регламентируется национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50647-2010 от 30 ноября 2010 года.

3. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2010 года № 602 «Об утверждении формы торгового реестра, порядка формирования торгового реестра и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре» формирование, внесение сведений, изменений и исключение из торгового реестра субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» для ведения торгового реестра используются персональные данные, обработка которых необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Администрацией Новгородской области в 2010 году было направлено письмо № 2935/10и-25, в котором Администрациям городского округа и муниципальных районов области было настоятельно рекомендовано организовать сбор заполненных форм и документов для формирования торгового реестра области.

С 1 января 2011 года нами ведется работа по формированию торгового реестра предприятий Великого Новгорода и ежеквартально все данные передаются в департамент экономического развития и торговли Новгородской области.

При этом, у Администрации Великого Новгорода отсутствуют полномочия по сбору и обработке информации о размещении предприятий торговли на территории Великого Новгорода.

В связи с этим прошу рассмотреть вопрос о передаче полномочия по ведению торгового реестра предприятий Великого Новгорода муниципальному образованию – городской округ Великий Новгород.